Тема пятая. Врожденные таланты и приобретенный опыт
Наиболее выпукло эта проблема проявляется при воспитании детей.
Допустим, мы прогрессивные родители и хотим, что бы из нашего Чада вырос бизнесмен Абрамович, звезда шоубизнеса Пугачева, великий ученый Перельман или какой другой футболист футбольного клуба «Зенит».
Однако, изучение истории вопроса говорит, что одного родительского желания маловато. Более того, часто и деньги со связями дают сбой. Дорогие учителя что-то талдычат про сложный характер, синдром рассеянного внимания, недостаточную музыкальность слуха и т.д. Даже проверенный тренер грустным голосом бубнит про широкую кость и особенности соотношения быстрых и медленных волокон в мышцах.
Так может быть дело не только в воспитании?
Обобщенный народный опыт подтверждает сложность ситуации. Все знают поговорку про то, что «на детях гениев природа отдыхает».
Наука тоже популярной литературой на эту тему особо не балует. Выбор не велик. От лженауки Астрологии до лженауки Соционики. А официальная психология вообще предлагает странные книжки с пугающими названиями типа: «Как вырастить ребенка счастливым по рецептам пигмеев Амазонки».
Мои исследования накопленных к данному моменту знаний привели меня к следующему пониманию:
- Практически все, что связано с характером – врожденное и неизменно.
- Связанное, с интеллектом и знаниями – приобретенное.
Разнообразные человеческие занятия, часто выдвигают очень сильные требования к характеру. И это тот случай, когда недостаток восполнить невозможно. Приблизительно как невозможно восполнить недостаток роста в баскетболе или недостаток слуха в музыке.
Что же известно о врожденных чертах характера?
Исследование этой темы уходит в глубокую древность. Наверняка, вы слышали про Гиппократа и его четыре темперамента.
Другая древняя теория – Астрология. Что интересно, она тоже говорит о типах человека. Только их уже 12.
Множество исследователей отметились в изучении этого вопроса.
Знаменательной вехой в истории вопроса стала работа Юнга «Психологические типы». Юнгу удалось выделить и достаточно точно описать четыре наиболее важных признака описывающих различия в свойствах психики человека.
Вы, наверняка, про них слышали.
- Экстраверсия-интроверсия
- Рациональность-иррациональность
- Этика-логика
- Интуиция-сенсорика
На протяжении почти ста лет происходят исследования этих свойств. Уточнения сущностей, поиск причин, поиск взаимосвязей. На данный момент исследования далеки до завершения. Но некоторыми практическими результатами уже можно воспользоваться.
Для описания врожденных свойств психики и соответствующих психологических типов я, исторически, использую юнговскую и соционическую терминологии и классификации. Не от того, что соционика окончательно правильная вещь. Но от того, что это довольно удобно и в рамках соционического сообщества регулярно появляется довольно много новых и интересных идей, которые приходится на этом языке обсуждать.
Тип психики отвечает за способ, которым человек обрабатывает информацию. 4 основных свойства психики дают 16 типов.
16 способов восприятия, структурирования и обработки информации.
Наиболее популярная версия среди специалистов говорит, что эти свойства имеют генетическую природу и изменить их невозможно.
Эти свойства очень сильно определяют характер, темперамент, предпочтения и т.п.
Они определяют сильные и слабые стороны человека. И то, что каждый набор сильных черт обязательно имеет дополняющий набор черт слабых.
Рациональность/иррациональность.
Рационалы живут в соответствии с планом и расписанием, равномерно выделяют энергию, методичны.
Иррационалы – импульсивны, обладают циклической работоспособностью с периодами высокой активности и сильной апатии. Склонны к импровизации, любят новое, плохо переносят расписания и жесткие графики.
Это свойство психики оказывает наиболее сильное влияние. Если сравнить эффективность иррационала на рациональном поле и наоборот, то разница в производительности составит раза 3. Это существенно. И означает, что иррационалам «сильно желательно» иметь иррациональный бизнес или работу, а рационалам – рациональный. И очень желательно переложить на плечи подчиненных неподходящую част дел.
Этика/логика
Этики ориентированы на людей и человеческие эмоции. В этом они хорошо разбираются и это их мотивирует. Расплата за такие свойства – проблемы с формальной логикой, сильные переживания при принятии непопулярных решений, в плоть до отказа от здравого смысла.
Логики – отлично оперируют понятиями здравого смысла и выгоды, но плохо ориентируются в эмоциональной сфере.
Этикам показаны виды бизнеса, оперирующие человеческими эмоциями.
Логикам - все остальные.
Это свойство менее влиятельное, чем рациональность/иррациональность. Продуктивность различается всего раза в два.
Интуиция/сенсорика.
Сенсорики отлично оперируют тем, что можно подержать в руках. Чем больше абстрактная часть – тем сложнее.
У интуитов ровно наоборот.
Типичные интуитские бизнесы: IT, PR, финансы, издательство, торговля, наука и т.п.
Типичные сенсорные – строительство, производство, охрана, дизайн и т.п.
Интроверсия/экстраверсия
Экстраверты склонны к обобщениям, глобализации, соединению разнородных компонентов.
Интроверты - к деталям, нюансам и качеству.
Можно сказать, что практически в любом виде деятельности есть два сегмента: массовый и элитарный. Массовый - проще окучивать экстравертам, элитарный – интровертам.
У каждого человека эти свойства присутствуют в одном из состояний.
Если работа/бизнес по своим особенностям совпадает со свойствами человека – психике легко.
А если не совпадает – то у нее начинаются проблемы. Трудно конкурировать с окружающими, если от темы воротит и личная производительность в 10-20 раз меньше.
Есть еще одно такое интересное понятие – Экспертное восприятие. У каждого человека оно в области, которая ему наиболее подходит. Психике в этой области удобно. Информация сама льется в голову и правильно там укладывается.
Думаю, что для тех, кто регулярно нанимает персонал, мысль о том, что есть подходящие и неподходящие для конкретной работы люди не нова. И хочется работать с теми, кто подходящий.
Эта простая идея и у клиентов – они видят тех, кто удачно выбрал себе бизнес под психику. И поддерживают их заказами. Причем это видно не только при личном общении с хозяином – опосредованно это проявляется во всем.
Я начинал свой предпринимательский путь с IT. В очень удачное время для этого бизнеса. Клиенты стояли в очередь. Ко всем. Но меня это не вдохновляло. Каждый день я находил повод отложить даже выставление счетов. Бедные-несчастные мои первые клиенты…
Я ж не знал тогда, что мой бизнес – психология. Как бы странно это не звучало.
Вообще, соотношение правильных и неправильных областей для самореализации не очень удачно для метода научного тыка. Подходящих сильно меньше, чем неподходящих.
Я специально нарисовал иллюстрирующую картинку:
Приобретенные свойства интеллекта
Приобретенные свойства интеллекта, по большей части состоят из приобретенных знаний и умений решать задачи различных классов. Так, что нет ничего лучше хорошего образования.
Если со знаниями все тривиально, то с классами задач все существенно сложнее. Ученик начальной школы может прочитать учебник по высшей математике, а при усиленной мотивации и выучить его. Но не сможет применить полученные знания…
Известный философ Яков Фельдман открыл, что существуют качественные отличия по сложности различных задач. Так называемые Уровни Абстрактного Интеллекта. Для того, что бы понять и решить определенную задачу человек должен обладать соответствующим уровнем развития интеллекта.
В качестве примера приведу задачи, с которыми сталкиваются строители:
Уровень |
Типовая задача |
1 Уровень предмета |
Нести, держать, копать. |
2 Уровень пространства |
Перетаскать в нужную точку |
3 Уровень алгоритма |
Включить бетономешалку, засыпать в правильной последовательности компоненты смеси. |
4 Уровень мастера |
Проложить проводку по схеме, при необходимости состыковаться со смежниками. |
5 Уровень поиска возможных путей к цели |
Найти мастеров, обеспечить их всем необходимым, разобраться с непредвиденным, добиться результата |
6 Уровень системы |
Проектирование здания или отдельной системы в нем. |
7 Уровень взаимодействия с внешней системой |
Различные исследования с целью разработки строительных стандартов |
Освоение каждого нового уровня занимает несколько лет, при удачном раскладе. А при неудачном вообще не происходит…
В заключение этого текста сошлюсь еще на одного интересного автора, Малкольма Гладуэлла. В своей книге «Гении и аутсайдеры» он приводит оценку, полученную при исследовании историй успеха множества успешных специалистов. Для того, что бы выйти на уровень достойной конкуренции человеку со способностями необходимо потратить 10000 часов работы по выбранной специальности. Или 5-6 лет жизни.
Эти оценки неплохо сочетаются друг с другом. И вполне объясняют, почему количество так и не переходит в качество у тех, кто выбрал путь неправильно...
Достигли ли Вы уже сейчас конкурентноспособного уровня в Вашей работе?
Сколько времени Вам пришлось на это потратить?