Часть 4. Интертипные отношения.

Для понимания интертипных отношений необходимо коротенечко рассмотреть структуру обработки информации психикой отдельного человека. С указанием мест соционических различий. Существует два пути получения информации психикой:

1 Непосредственный способ.

Все, что мы видим, слышим, чувствуем, обоняем и осязаем, трансформируется в отдельный, ассоциированный с внешним объектом, образ.


В процессе трансформации происходит определенное искажение.
Первоначальное попадание информации ощущается как открытие, новое познание. Последующие - как распознавание.


2 Косвенный способ.

В процессе обучения множеству визуальных образов ставится в соответствие множество вербальных образов (конструкций).

Таким образом, ощутить субъективный образ (ёлки, например) мы можем или непосредственно увидев реальный объект, или услышав (прочитав) вербальную конструкцию (слово «ёлка»).

Важный нюанс косвенного способа получения информации – отсутствие в нем новых субъективных образов. Т.е., вербальные конструкции используют только те образы, которые уже есть в нашей психике.


Искажения при непосредственном способе восприятия.

Различных искажений информации при непосредственном восприятии достаточно. Многие из них общего свойства: потеря деталей образов, ошибки распознавания и т.д.
Достаточно вспомнить дальтоников с ошибками цветовосприятия.
Соционические особенности также вносят свои специфические искажения.

Интуитивный тип психики пользуется непосредственным типом восприятия значительно реже, чем сенсорный. Субъективные образы сенсориков в гораздо большей степени насыщены и в гораздо большей степени синхронизированы с реальностью. (Вербальные же конструкции – менее развиты.)
Интуитивные образы более оторваны от реальности, менее насыщены.

Этические образы насыщены нюансами эмоциональных красок, логические – более грубы и в большей степени нейтральны.

Экстравертные образы более глобально согласованы и менее детальны, интровертные – обладают насыщенными деталями и менее связаны.

Рациональные конструкции - результат спокойного и равномерного распределения концентрации внимания, условно их можно назвать «непрерывными».
Иррациональные конструкции несут на себе отпечаток дискретной концентрации внимания.
Это различие наиболее существенно. Подробнее далее.

Таким образом, информация, воспринятая непосредственно, несет на себе след аспектов психики конкретного типа. Ее можно считать профильтрованной через фильтр аспектов типа и одновременно промодулированной этими аспектами.

Посмотреть результат фильтрации можно, наблюдая за разницей по восприятию сенсориками и интуитами сенсорной информации (например, живописи). При прочих равных, объем информации, собранной сенсориком, будет существенно больше.

Разница в промодулированности хорошо заметна на дихотомии этика-логика. У логиков информационные конструкции обладают более формальными и логически строгими параметрами, у этиков - более эмоционально окрашенными.

По всем дихотомиям присутствует, в разной степени и качестве, и модуляция, и фильтрация.


Минимизация искажений.

Вне зависимости от типа, одна из основных, развитых эволюцией, задач психики – уточнение соответствия внутренних информационных конструкций реальности.

Т.е., информационный поток все время используется для уточнения отражения картины реальности внутри психики.
Чем больше поток информации на определенную тематику, тем более полно и точно отражение в этой тематике.
Соционический тип определяет скорость восприятия информации соответствующего вида.
Т.е. время, затраченное на получение информации, компенсирует отсутствие природной склонности.
Кроме того, имеющаяся информация говорит о том, что трансформации типа не происходит.

Усиленное решение математических задач для 6-го класса позволит уверенно решать такие задачи, но развитие склонности к математике не произойдет.


Сохранение промодулированности.

Если увеличение потока информации существенно уменьшает значение фактора фильтрации, то промодулированность сохраняется в большей степени.



Обработка конструкций, полученных через косвенный (вербальный) канал получения информации.


Итак, внутри психики человека содержатся конструкции, соответствующие его типу.
В процессе общения через вербальный канал поступают конструкции, несколько отличные от родных.
Психике необходимо их согласовать.


На картинке видно, что психике из правого верхнего угла необходимо трансформировать вербальную конструкцию «хрень с иголками» в родную «ЁЛКУ».


Трудности перевода.


Таким образом, прогноз и оценка производительности интертипных отношений - задача по анализу трех составляющих (для двух человек):
1. Тип первого участника отношений
2. Тип второго участника отношений
3. Тип контекста отношений (основные типы информационных конструкций)

Для полноты картины, помимо производительности, необходимо рассмотреть еще сочетание квадровых приоритетов.
Для общего анализа задачу можно несколько изменить, определив контекст отношений как «соционически равномерный, интенсивный». Это неплохо отражает, например, семейные отношения.


Описания отношений с некоторым анализом причин и наблюдаемых закономерностей.

Нальность

Прежде всего, отношения необходимо разделить на два типа: отношения одной нальности и отношения различной нальности. Эти различия имеют максимальное значение.
В рамках одного типа нальности, люди словно живут в одном ритме восприятия и одном ритме взаимодействия с окружающим миром.
Рационалы - в спокойном и планомерном.
Иррационалы - в импульсном и спонтанном.
Как результат - вербальные конструкции не просто различны – несовместимы по формату.
Рационалы думают длинными конструкциями средней степени интенсивности.
Иррационалы - короткими и интенсивными.

И те, и другие конструкции имеют один вербальный ключ.
При коммуникации психике необходимо корректно интерпретировать этот ключ.
Это задача не простая.
Для начала, психика ведь обычно не знает, кто наш партнер. Рационал он или нет….
Второй аспект – интенсивность самого послания. Иррационал заканчивает прием информации в соответствии со своим иррациональным квантом восприятия. В то время как рационал может, еще не дошел и до половины.
Обратная картина не лучше: рационал только начал осознавать и раскладывать по полочкам первую партию данных, а тут он получает сразу еще три, не связанных между собой. Необходимо осмыслить факт независимости поступившей информации, совершенно для него неестественный.
Т.е. межнальные отношения, при прочих равных, создают сильную загрузку психики за счет необходимости устранения возникающих сильных искажений информационного потока при общении.

Принцип дополнения.

Соционические свойства психики (свойства восприятия, хранения и обработки информации) создают дисбаланс в наличных и потребных информационных ресурсах.
В достаточном объеме мы обладаем информационными ресурсами нашего соционического типа. Кроме того, мы можем производить их в большом количестве для заинтересованных сторон.
С другой стороны, существует явный дефицит конструкций противоположных соционических качеств.
Эти дефицит и избыток задают направление движения. Т.е. психика пытается найти во внешнем мире источник дефицитных конструкций.

Кто же является для нас источником конструкций, противоположных по дихотомиям этика/логика, интуиция/сенсорика и интроверсия/экстраверсия?
Носителя такого типа психики называют дуалом.

Вот так вот неожиданно выясняется, что под разговорами про «вторую половинку» есть психологическо-соционическо-физиологическое основание.
И наши отношения определяются не только сочетаниями свойств, но и ожиданиями в удовлетворении потребностей.


Теперь перейдем к рассмотрению влияния дихотомий в комплексе, разделив на монональные и межнальные.

Монональные отношения

Тождественные отношения.

Тождественными отношениями принято называть отношения соционически идентичных партнеров или, попросту, партнеров с одинаковыми соционическими признаками.

Данные отношения обладают высокой скоростью обмена информацией. Затраты на преобразование вербальных конструкций минимальны.
Пожелания к окружающему психическому пространству также одинаковы. Цели также хорошо сочетаемы, т.к. имеют один соционический профиль.

К недостаткам таких отношений можно отнести только невозможность получить особую синергетическую прибыль от симбиоза. Т.к. эффективность тождиков имеет одинаковое распределение в «пространстве применений».
Кроме того, существует элемент конкуренции, т.к. тождики «производят» условно одинаковый продукт и «претендуют» на одни и те же психические ресурсы.

Тождественные отношения – отношения общих квадровых ценностей (смотри далее «квадры»)

Дуальные отношения.

Их еще можно назвать отношениями оптимального дополнения, максимальной синергии и выполнения ожиданий.

Как все монональные отношения, дуальные обладают высокой скоростью обмена информацией. Хотя стоит сказать, что она минимальна для этого класса отношений.
Рассогласование по трем дихотомиям существенно.

Синергетический эффект наиболее значительный. В отсутствии теории и точной методики расчета, я использую формулу 1+1=3. Отличие от тождественных отношений - на порядок (+11).

Про удовлетворение ожиданий и встречное движение потребностей я уже писал чуть выше. К этому могу добавить, что дуальные отношения являются отношениями законченного дополнения. В этих отношениях не существует неудовлетворенного информационного дефицита, что удобно.

Дуальные отношения – отношения общих квадровых ценностей (см. квадры)



Отношения вертного дополнения. (Вертн. Доп.)
В отношениях экстравертно- интровертного дополнения типы различаются по дихотомии вертности.

Плюсы данных отношений: хорошее взаимопонимание, полезное взаимодополнение партнеров экстраверсии/интроверсии. Этакая синергия +3.

Данные отношения не являются достаточными. Дефицит по общим полюсам дихотомий невозможно удовлетворить внутри пары.
Эти различия сопровождаются противоположностью во вкусах, методах проявлений и потребностях. Отношения вертного дополнения - отношения противоположных квадровых ценностей. (см.квадры)

Отношения интуитивно-сенсорного дополнения (ИС. Доп.)
Отношения этико-логического дополнения. (ЭЛ. Доп.)


В отношениях интуитивно-сенсорного, этико-логического и дополнений, различия проходят только по соответствующей дихотомии.

Плюсы данных отношений: хорошее взаимопонимание, полезное взаимодополнение партнеров по интуиции/сенсорике и этике/логике, экстраверсии/интроверсии. Синергия +3.

Данные отношения также не являются достаточными. Дефицит по общему полюсу дихотомий заставляет искать «удовлетворение на стороне», кроме того, для каждого из участников эта «сторона» своя, не совпадающая с коллегой.
Следует добавить, что такие различия порождают определенную противоположность во вкусах, методах проявлений и потребностях. Не по всем позициям, а в соответствии с дополняющей дихотомией.

Эти дополнительные отношения – отношения ортогональных квадровых ценностей.


Отношения «почти» дуальные:
дополнения по сенсорике-интуиции и по этике-логике (СИ.ЭЛ. Доп.),
дополнения по сенсорике-интуиции и вертности (СИ. Верт. Доп.),
дополнения по этике-логике и вертности (ЭЛ. Верт. Доп.)

В большинстве текстов эти отношения имеют названия: суперэго, полудуальные, миражные.

Данный класс - это отношения, которые не дотягивают до дуальных по одной из дихотомий: этике/логике, интуиции/сенсорике или вертности.

По всем параметрам они находятся между дуальными и дополнительными. Скорость информационного обмена имеет промежуточное значение, синергетическое значение - также среднее (условно +7).
Информационный дефицит скромнее, но все-таки явно присутствует.

Мотивационные и потребностные устремления участников имеют немало
различий. Такая ситуация требует постоянных компромиссов. Что создает определенный дискомфорт.

Квадровое влияние распределяется так:

  • Полудуальные по вертности (суперэго) – противоположные квадровые ценности.
  • Остальные «почти» дуальные (миражные и полудуальные) отношения - ортогональных квадровых ценностей.



Межнальные отношения.


Квазитождественные отношения. (Кв. Тожд.)

Отношения различий по нальности.


Если рассматривать скорость информационного обмена и уровень психического напряжения, то эти отношения - «лучшие из худших».

Особые синергетические плюсы отсутствуют.

Мотивационные направления – противоположны и обладают гораздо большей силой, чем любые в монональных отношениях.

В общем, они позволяют быстро ощутить разницу во вкусах и не покалечить при этом друг друга.

В квазитождественных отношениях противоположные квадровые ценности



Квазидуальные отношения (они же конфликтные) (Конфл.)

Это отношения самой низкой скорости взаимопонимания и запредельной нагрузки на психику. Общение умеренной интенсивности быстро производит переполнение. В психике начинают накапливаться непереработанные (неадаптированные) конструкции, которые остро конфликтуют с родными. Через короткое время внутренний конфликт начинает ассоциироваться с его «источником». В оптимальном случае происходит быстрый набор дистанции в отношениях и минимизация общения. В пессимистическом (например, при невозможности избежать общения и низком культурном уровне участников (см. армия)) - конфликт с членовредительством.

При том, как обстоят дела с психической нагрузкой, до синергии дело обычно не доходит.

Для полноты картины, в квазидуальных отношениях еще и противоположные квадровые ценности


Квазидополнительные отношения (заказные и зеркальные):
квазидополнения по сенсорике-интуиции (Кв.СИ.Доп.)
квазидополнения по этике-логике (Кв.ЭЛ.Доп.)
квазивертного дополнения (Кв. Верт. доп.)

Отношения при различиях в нальности и по еще одной из дихотомий.

В целом эти отношения не выделяются из ряда остальных. Некоторое, ожидаемое уменьшение взаимопонимания по отношению к квазитождественным отношениям. И сильно ослабленный взаимопониманием невеликий общий синергетический эффект.

Различные психические потребности вкупе с особенностями взаимопонимания, создают сильную динамику в отношениях, направленную вовне.

Распределение квадровых ценностей:
• Вертные различия (зеркальные отношения) – общие квадровые ценности.
• Одинаковая вертность – ортоганальные квадровые ценности.


Квазиполудуальные отношения (активация и ревизия):
квазидополнения по сенсорике-интуиции и по этике-логике (Кв.СИ.ЭЛ.Доп.)
квазидополнения по сенсорике-интуиции и вертности (Кв.СИ. Верт. Доп.)
квазидополнения по этике-логике и вертности (Кв.ЭЛ. Верт. Доп.)


Отношения с различием по одной из дихотомий (помимо нальности).

По загрузке психики отношения очень близки к конфликтным. Но еще не совсем. Вот это «не совсем» имеет особое значение, т.к. позволяет долго балансировать на грани. Слегка уменьшая и увеличивая дистанцию. Устойчивость отношениям придает и довольно сильная синергия.
Но за такой «большой компромисс» приходится платить. Психика перестает обрабатывать запросы «тонкого плана». Просто не хватает ресурсов. Конкретика – тема отдельной докторской диссертации.

Распределение квадровых ценностей:
• Одна вертность (активация) – общие квадровые ценности.
• Различная вертность – ортоганальные квадровые ценности.


Квадры и о квадровых ценностях.

Существенное значение на «соционическую топографию» оказывают свойства дихотомий в целом.
Дихотомии этика/логика и интуиция/сенсорика – статические (в обычном значении этого слова) и отражают результат особенностей восприятия и обработки информации психикой.
Дихотомия интроверсия/экстраверсия – динамическая. И отражает селективные тенденции в психике. Т.е. в каком направлении желательно ситуацию развивать…

Т.е. по этике/логике и интуиции/сенсорике информация воспринимается «как есть».
А по вертности – отражает принцип: «начали - как надо, а закончили - как всегда»

Вы можете себе легко представить, что в четырехмерном пространстве соционических векторов данная особенность разбивает дуальные пары на квадры, различные по балансу вертности. Из всех возможных вариантов объединения таких квадр, наиболее полезным оказалось выделение квадр, сбалансированных по вертности и противоположных по нальности. Как обладающих выраженными внутриквадровыми ценностями, противоположными для одной пары квадр и ортодоксальными для другой.

Если Вы ничего не поняли из предыдущего абзаца – не расстраивайтесь. Это нормально. Я это написал для зануд. Суть в том, что для каждой дуальной пары существует:
• еще одна дуальная пара, с которой у них хорошо сочетаемые цели (и некоторые ценности).
• еще две дуальные пары с противоположными целями
• еще две дуальные пары с ортодоксальными целями (А)
• еще две дуальные пары с ортодоксальными целями (Б)
*цели А противоположны целям Б


Сочетаемость целей добавляет существенный плюс к интертипным отношениям. А ортодоксальность и противоположность, соответственно, минус.


Неформально - логический вывод квадровых взаимодействий.

Все помнят детский анекдот про логику в автобусе?
«Большой-большой» мужик заходит в автобус и говорит «маленькому-маленькому»: «Малек! Подвинься!»
«маленький-маленький» думает: «Малек - это рыба. Рыба - это щука. Щука - это хищник. Хищник - это волк. Волк - это собака. Собака - это сука. СУКА?!»
«Товарищи! Он меня матом кроет!»

Вот нечто похожее я сейчас устрою.

Тезис 1. Дуалы имеют хорошо совместимые ценности, жизненные форматы и ожидания к окружающему пространству.

Тезис 2. Конфликтеры имеют противоположные (несовместимые) ценности, жизненные форматы и ожидания к окружающему пространству.

Тезис 3. То, что удобно мне и моему дуалу, неудобно моему конфликтеру и его дуалу. И наоборот.

Тезис 4. Типы с отличием по вертности имеют тенденцию «двигаться» (развивать события) в противоположных направлениях.

Тезис 5. Противоположное в случае конфликта и в случае различий по вертности - формально не одно и тоже. Но как оказалось на практике, очень близко. Что-то из серии: пойдешь налево – придешь на право.

Тезис 6. Ценности моей дуальной пары несколько совпадают с ценностями дуальной пары, дополняющей по нальности и вертности одновременно. И противоположны ценностям конфликтной дуальной пары и пары, дополняющей их в свою очередь.

Тезис – наблюдение 7. Ценности оставшихся квадр не совместимы, но и не противоположны. Лучшее слово – «непонятны»!


Небольшое резюме к разделу.

Итак, интертипное сочетание заранее определяет качество отношений. Обратите внимание: не оценку «хорошо – плохо», а нюансы взаимодействия.

Типа:
  • С Васей мы всегда хотим одного и того же.
  • Со Светой всегда хотим разное.
  • Со Степой все время нужно напрягаться, чтобы его понять.
  • С Андреем я практически всегда не согласен…

И как это использовать и применять в жизни?
Как минимум, действует пословица: «Осведомлен – значит вооружен!»
Второй способ применения. Всегда можно оценить «затратность» отношений и сравнить с тем, ради чего вы используете такой формат. Может быть, игра не стоит свеч?
К этому моменту в голове неискушенного читателя должна была уже образоваться каша из всевозможных соционических понятий и терминов. И, скорее всего, неопределенность вокруг типов себя и окружающих.