Дети и их выращивание
А также их родители! Пирим-пирим-пим-пим!
То тихонечко в какого-нибудь зайчика стрельнем
А. И. Иващенко и Г. Л. Васильев
Воспитательные традиции
Традиции у нас - просто «тушите свет»! Они основаны на стереотипе, что ребенок - это что-то вроде глины или пластилина, из которого можно вылепить все, что душе угодно. Если человек чем-то не нравится – явно результат плохого воспитания в детстве.
По нашим традициям, самое главное в воспитании - упорство, дисциплина и творческий подход к манипулированию ребенком, ради его же блага.
Родители, глядя на себя, точно знают, что ребенок должен воплотить в себе родительские достоинства и не воплотить недостатки. Посему детям навязывают свои цели, мечты и занятия, а ремнем и душевыворачивающими беседами искореняют свои же проблемы, старательно отысканные.
Вторая отличная традиция такая: «Все люди разные, но это практически ничего не значит, поэтому всех будем учить одинаково!»
Не так давно образовательная система разделила детей на следующие категории:
- С отставанием в развитии
- Спортсмены
- Физико-математики
- Гуманитарии
- С углубленным изучением английского языка
Сразу видна научная база в классификации. Еще было деление на девочек и мальчиков, но оно было отменено за сложностью применения в сельской местности.
Третья традиция такая: «Во всех педагогических неудачах виноваты родители. Поэтому ребенка надо как следует наказать!» Эта традиция воплощена в многочисленных методиках, которые можно обобщить названием «метод кнута и пряника».
Оценка способностей ребенка (или взрослого) традиционно производится по пословице: «Яблоко от яблони недалеко падает».
Если Вам повезло с родителями, то для объективного взгляда на Ваши способности и склонности необходимо нечто экстраординарное - типа сжечь школу или совратить завуча.
Если же не повезло, как бы Вы не старались, окружающие все равно будут ждать какой-нибудь подлянки, пребывая в полной уверенности, что вы хорошо притворяетесь, а в душе мечтаете повторить судьбу отца – токоря-рецидивиста.
Не обращайте внимания на заявления учителей: «У Вас такой замечательный мальчик!» Их этому учат на первом семестре пединститута в курсе «Как послать родителей нах, чтоб не мешали». Остальные пять лет будущие педагоги осваивают магию превращения детей в пушечное мясо с минимальными душевными затратами.
Думаете, я сильно утрирую? И не прав по отношению к тем, кто положил свою жизнь на алтарь воспитания подрастающего поколения нашей великой и могучей Родины за нищенскую зарплату?
Анекдот для несогласных:
Исполнитель песни «Черный бумер» Серега читает письмо:
«Здравствуйте, уважаемый Серега. Пишет вам Клавдия Семеновна Иванова из Урюпинска. У меня есть двадцатилетний сын Ваня. Ему очень нравится ваша песня «Черный Бумер». После того как он послушал эту песню, у нас в доме исчезли все деньги, драгоценности, техника и мебель. Зато у моего сына появился автомобиль BMW черного цвета 1989 года выпуска. Уважаемый Серега, не могли бы вы написать песню «Мозги»?»
Продолжаем разговор…
Посадить дерево, вырастить сына…
Надо сказать, что народная мудрость, которая имеет поговорку на любой случай жизни, очень точно подобрала слово «вырастить» для описания процесса.
Дети растут сами по себе. Взрослые только создают условия, в которых этот рост проистекает.
Любой огородник знает, что урожай зависит, в первую очередь, от того что посадили.
Посадил дед репку. Что может вырасти? Только репка! Большая-пребольшая, маленькая или сгнившая и съеденная на корню, но только репка! От полива и удобрения сорт не меняется.
Вы уже понимаете, на что я намекаю? Хорошо бы знать, кто родился…
(шепотом) «Соционический ти-ип…» (теперь громко) «Ферштейн?»
Вторая тайна, которую вам может открыть любой огородник: «Каждому растению нужны свои условия». Одним - солнце, вторым - тень, третьим - песок, четвертым - навоз… Каждому - свое. Создал правильные условия – выросло-расцвело-созрело. Создал неправильные – получите-распишитесь.
Перейдем от общих слов к конкретным условиям выращивания человеков.
Условие понимания и принятия
Очень важно понимать, кто, собственно, у вас родился и растет. И с этим согласиться. Может быть, у Вас есть собственные приоритеты, но в данном случае их необходимо засунуть куда-нибудь поглубже.
К моменту рождения ребенка хорошо бы как следует разобраться с соционическими типами и научиться видеть типное. И как-то вести себя в соответствии и этим типным.
Признаки типов у младенцев в глаза сразу не бросаются. Возможно, придется подождать весьма долгое время в частичной или даже полной неопределенности. С этим пока ничего не поделать… не все сразу…
А когда понимание появится, желательно найти среди взрослых знакомых носителей аналогичного типа. Желательно - успешных. Чтоб понимать, к чему оно может пойти… И как-то себя подготовить…
Условие развития по сильным полюсам
Очень сложно одного и того же ребенка заставить заниматься бальными танцами, шахматами, макраме, английским, музыкой, горными лыжами, авиамоделизмом и разведением рыбок одновременно. Даже если у родителей на все это хватит бабла и энтузиазма, у ребенка не хватит времени и, что гораздо важнее, - интереса и способностей.
Самое важное - предоставить ребенку возможность развивать область, в которой сочетаются сильные полюса.
Примеры:
- Сенсориков учим рисовать
- Интуитов - сочинять истории
- Этиков – ухаживать за животными
- Логиков – играть в шахматы и другие интеллектуальные игры
- Интровертам даем мелкие игрушки
- Экстравертам – пространство
- Рационалам устраиваем расписание
- Иррационалам – свободный график
- Экстравертных этиков учим играть в театр и устраивать представления
- Экстравертные этики иррационалы тренируются в импровизации
- Экстравертные этики рационалы тренируются в оттачивании мастерства на репертуаре
- Экстравертные логики сенсорики тренируются в управлении и организации команд из окружающих. Любые командные спортивные игры.
- Логические интуиты – в логических интеллектуальных играх
- Этики интуиты – художественная литература, сочинения.
Идеально - когда занятия ребенка типа кружка или секции, подходят ему по всем четырем дихотомиям.
Условие благоприятного соционического окружения.
Хорошо, когда кто-то в семье дуал, а кто-то - тождик ребенку. Но это бывает не часто.
Для гармоничного развития живого дуала и тождика желательно найти. Может - из взрослых, может - из детей или из тех и других сразу.
И тот, и другой нужны для принятия себя в чувственном опыте. Тождик - чтобы ребенок почувствовал, что он не один такой. Дуал - что он нужен именно таким, какой есть. Специальных процедур не нужно. Достаточно простого человеческого общения. Все будет происходить само по себе.
Условие благоприятного соционического окружения 2.
В школе, садике и на всяких факультативных занятиях необходимо тоже обеспечить благоприятный фон. Педагог, неблагоприятный соционически, в три секунды отобьет желание заниматься предметом на долгое время. Особенно обидно, если предмет - из серии основных способностей.
В этом вопросе есть один удачный момент: если тип занятия подходит типу ребенка и Вам удалось найти по-настоящему хорошего педагога, то, скорее всего, и его тип будет близок к тождественному с ребенком. Т.к. настоящее мастерство в предмете прорастает именно из соционической близости мастера и предмета.
Самая сложная задача – попасть в соционически удачный коллектив в классе. Там ведь подбирают детей вообще без особого смысла.
Желательно попасть в класс, в котором хорошо представлена собственная квадра. Тогда, скорее всего, все обучение пройдет более-менее гладко, без конфликтов и отвлечений на них от учебы.
Если же в классе своей квадры мало, а противоположной – много, то, чем быстрее родители это поймут и поменяют класс, тем лучше.
Дети очень жестоки. Неприятную одиночку обычно травят.
Комментарии
Потому что животные воспринимают всё на уровне подкорки, то есть чувственно. Немножко разбавляют логические требования окружения.
Еще один момент освещает крайне интересная статья http://socioniki.net.ru/content/view/13/55/
В ней описывается механизм становления ПЙ-типа как следствие подавления одних признаков и стимулирование других у ребенка.
Соционический тип становится основным позже, во время принятия самостоятельных решений. Но к этому моменту у ребенка уже есть сценарий и понимание где он + (на какую из ПЙ-функций он будет опираться).
Итого: прочтение "Игр" Э. Берна важнее для воспитания ребенка в дошкольном возрасте, нежели знание соционики (лучше, конечно и то и то).
RSS лента комментариев этой записи