Тренды, или тенденции при определении типов.

В процессе обсуждений методик определения типа «определилось», что мой метод несколько отличается от методик коллег.

Суть метода - в наблюдении за человеком. Цель наблюдения – определение тенденций (или трендов) в его поведении. Идея состоит в том, что психика стремится в удобное положение для своего типа и, наблюдая достаточное время, можно понять это положение и, соответственно, тип.

Желательно наблюдать человека со стороны в различных контекстах. Желательно, чтобы эти контексты имели различную соционическую окрашенность. Общение имеет этическую окрашенность. Рисование, домашнее хозяйство – сенсорную. Программирование – интуитивную. И т.д. и т.п.

В целом эта методика совершенно не проверена на достоверность, да и вербализация версии предварительная. Т.е., ее следует рассматривать как гипотезу.

Описания трендов по дихотомиям.

Тренды по отдельным дихотомиям противоположны.

Интроверсия. Регулярный уход в детали от начальной темы.
Экстраверсия. Регулярный переход на более общий уровень от начальной темы.

Рациональность. Последовательность в текущем моменте. Регулярное стремление к последовательным, спокойным, запланированным действиям. Приоритет уже существующего.
Иррациональность. Регулярное переключение с одного на другое. Регулярная смена формата или наполнения запланированного. Мотив смены – изменившееся желание. Более всего изменения относятся к текущему моменту. Глобальные цели и планы могут быть весьма устойчивы. Приоритет несуществующего.

Этика. Тенденция к переводу обсуждений в плоскость отношений, чувств, эмоций, людей, поступков. Повышение возбуждения и активности при переходе к этим темам. Активное участие во взаимоотношениях.
Логика. Тенденция к переводу обсуждений в формальную, предметную плоскость. Понижение активности при переходе ситуации в этическую плоскость. 

Интуиция. Тенденция к абстрагированию от непосредственной ситуации. Тенденция к обсуждению и выбору абстрактно теоретических тем. Активизация при обсуждении логики событий, явлений.
Сенсорика. Тенденция к непосредственной практической деятельности. Тенденция к организации и контролю окружающего пространства. Перевод от абстрактного в конкретику. Понижение активности при обсуждении абстрактных и теоретических тем.
  

Описания трендов по моторам-контролерам.

Экстравертные этики, или моторы. Тренд на привлечение внешнего внимания и произведение эффекта. Конвертация ресурсов во внимание. Внимание – конечная мотивация, само по себе приносит удовлетворение.

Интровертные этики, или поддержки. Поиск объекта внимания. Стабильный, искренний интерес к окружающим. Трансформация ситуации к удовлетворению этого интереса. При отсутствии объекта внимания, активность падает. 

Сенсорные логики, или контролеры. Тенденция к переводу ситуации в практическое русло. Тенденция к контролю и доминированию. 

Интуитивные логики, или анализаторы. Тенденция к постоянному поиску и анализу информации.

Описания трендов по типам.


Гексли: Все время привлекает внимание к своим идеям, с которыми носится как курица. Жизнь окружающих - источник информации для генерации идей.

Нап: Нап все время предпринимает действия для того, чтобы оказаться в центре внимания, восхищения. Это и планы, и форма обычного поведения, и невербалика. 

Гамлет: Постоянно немного играет роль. Всегда есть некоторое количество наигранности, пафоса.

Жуков: Постоянно выдает указания. И переживает, что они до сих пор не исполнены.

Штирлиц: Организует и облагораживает пространство. Планирует конкретную деятельность, контролирует процесс.  

Габен: Все время подрывается с тем, что есть дело, которое просто необходимо сделать, причем прямо сейчас. Обычно это выглядит несколько вырванным из контекста.

Макс: Контролирует территорию, которую считает своей. Следит за выполнением своих правил, за порядком. Пунктуален и дотошен. 

Есь: Предается созерцанию мира. Увлечен переживанием увиденного.

Драйзер: Пасет своих, внимательно наблюдает за чужими. О своих - заботится, чужих, как минимум, - отгоняет. Делает то, что он считает должным. 

Дюма: Контролирует эмоциональный фон рядом с собой. Поддерживает доброжелательность и эмоциональный комфорт. Обычно - нехитрыми практическими способами.

Дон: Постоянно сочетает несочетаемое. Постоянно переключается на новое сочетание.

Роб: Методично обдумывает и исследует выбранную тему. Тем у Роба несколько, но не очень много. Сильно оживляется, если она оказывается темой общения.

Джек: Увлеченно идет к своей цели. Всасывает информацию из окружающего пространства для скорейшего достижения цели.


У меня тут несколько типов не хватает… Это я еще пока не сформулировал так, чтобы меня удовлетворяло.


Большим плюсом этой методики считаю само по себе определение тенденций психики конкретного человека. Вне зависимости от точности определения типа, или вообще возможности применения типологии к данному человеку (может, у него серьезно психика покалечена или он первый совершенно нетипный человек), эта информация имеет собственную ценность. Кроме того, наблюдаемые различия в тренде психики конкретного человека и предполагаемого типного, позволяют уточнять понимание типного.  

Добавить комментарий

 


Защитный код
Обновить

Комментарии   

 
# Anna 23.08.2008 00:38
Я категорически не согласна с описанием Габена :-)))

Главная особенность, на мой взгляд - вовсе не в том, чтобы подрываться. Скорее, все в той же организации пространства (соответственно , описание Штирлица мне тоже... не очень ... Они занимаются не столько пространством, сколько Хозяйством). Габены совершенно замечательно чувствуют эстетику пространства, предметы... есть же чудное описание в книжке этого же автора про ориентацию Габенов на красоту и гармонию.

В общем, люди! Такое пакостное описание Габенов в этой статье - следствие того, что автора достал \"домашний\" Габен. Это - ситуативное, НЕ ТИПНОЕ, скоро пройдет :D
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Сергей Виноградов 05.12.2014 15:27
А если все перечисленное, так, что нельзя гарантированно выделить что-то одно?
Разве что роб и джек чуть меньше, но и их нельзя отмести полностью?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать